Холст, трибуна, транспарант – все эти инструменты манифестации сегодня воплотились в простой белой футболке.
Но, если вы думаете, что за последние годы дизайнеры открыли Америку, сделав футболки трибуной для громких заявлений, спешим вас разуверить. История стара как мир – одежда превратилась в альтернативу агитплаката еще пару десятков лет назад, а современные борцы за свободу слова дали тренду второе рождение.
Вивьен Вествуд
Дебби Харри
Уже почти полвека красноречивые высказывания появляются на футболках знаменитостей и простых смертных, заявляя об их позиции самым прямым и открытым путем. Революционными призывами пестрели футболки хиппи, байкеров, панков и музыкантов, которым поклонялось молодое поколение.
Королевой слоганов считается Кэтрин Хэмнетт, хотя ей предшествовала Вивьен Вествуд в тандеме с Малкольмом Маклареном. Еще в 1983 году Хэмнетт представила свою первую коллекцию футболок с протестными лозунгами и была признана дизайнером года Британским советом моды. Даже на встречу с премьер-министром она отправилась, чтобы сделать политическое заявление – к Маргарет Тэтчер дизайнер пришла в футболке с надписью "58 % Don’t Want Pershing" ("58 % населения против ракет "Першинг"). Журнал Vogue назвал это одним из самых знаковых моментов в истории моды.
Кэтрин Хэмнетт и Маргарет Тэтчер
Джордж Майкл
Футболки и вовсе превратились в модный культ, после того как Джордж Майкл снялся в клипе Wham! Wake Me Up Before You Go Go в творении Хэмнетт с призывом Choose Life.
Надо сказать, что провокационные надписи – далеко не всегда дань протесту, часто это ни к чему не обязывающее дурачество и возможность посмеяться над собой и окружающими.
Кит Ричардс
Патти Смит
Джон Леннон
Дебби Харри
И вот уже не первый год мы вновь и вновь наблюдаем эту тенденцию на мировых подиумах. Бренды экспериментируют с собственными логотипами, иронизируя над модой 1980-х и 1990-х. Дизайнеры выражают общее волнение в социуме и как никогда обеспокоены вопросами политики, толерантности и религии. В эру борьбы за права женщин Мария Грация Кьюри дебютировала в Dior с призывами We Should All Be Feminists и Dio(R)evolution. Ashish поднял вопрос расовой дискриминации с футболками Immigrant и Love Sees No Colour. Стелла Маккартни по традиции поставила во главу угла проблему защиты животных: No Fur, No Leather. Ну и конечно, куда мы сегодня без кириллицы – то и дело на подиумах встречается модный нынче русский язык в самых неожиданных проявлениях. Так, Junya Watanabe отыгрался на топах с надписями "Летний лагерь аэроклуб Москита" и "Николай 83". Почему бы и нет, собственно говоря.
Хантер Томпсон и Билл Мюррей
Бой Джордж
В противовес всеобщему восторгу снова обратимся к той самой Кэтрин Хэмнетт. Даже она с каждым годом все более скептически относится к тому, что футболки могут на что-то повлиять и изменить ситуацию. Хэмнетт признает: "Опасность в том, что футболки дают людям ощущение, будто они что-то сделали, хотя на самом деле они пребывают в бездействии".
Ванесса Паради
Комментарии (0)