Сайт о моде и стиле. Мода проходит, стиль остается.

Один вопрос: грузинский ренессанс

Мы проживаем то славное время, когда все грузинское стало невероятно популярным и востребованным. Древняя и богатая культура Грузии переживает новый виток подъема и расцвета, а любовь и интерес к самобытному наследию этой страны растет и укрепляется с каждым годом. Культура Грузии давно вышла за рамки государственных границ и превратилась в международное достояние.

Чтобы выяснить корни этого феномена, мы пообщались с самими грузинами (и даже с двумя русскими) и задали им всего один вопрос: "С чем, на ваш взгляд, связан ренессанс грузинской культуры?". 

Натела Поцхверия, руководитель отдела моды "КоммерсантЪ-Стиль"

Хороший вопрос, откуда вдруг такая мода на Грузию? Я даже сперва немного обиделась. Не то чтобы мода на Грузию куда-то исчезала. Да, были тяжелые времена, 1990-е годы, когда интерес к Грузии как к месту отпуска угас, но для грузинского вина, застолья и кинематографа в сердце россиян всегда было выделено теплое и уютное место. Среди знакомых часто были грузины, многие любили грузинские рестораны. Это какая-то универсальная любовь, понятная почти всем — и модным, и немодным. А после событий 2008 года проявился массовый интерес к Грузии как к "запретному плоду".

Ну и я не могу отрицать тот факт, что "окно в Европу" прорубил все-таки предыдущий президент. Он пришел к власти в 2003 году и полностью изменил приоритеты. Приглашал в Грузию иностранных архитекторов, консультантов, имиджмейкеров, чтобы сделать страну привлекательной для всего мира. Я не хочу сейчас вдаваться в детали и обсуждать личность бывшего президента. Я не фанат его внешней политики, но для страны он сделал довольно много. И главным его достижением я считаю именно то, что Грузия стала-таки привлекательной для иностранных инвесторов (включая, кстати, и нынешнего президента США, который инвестировал в один проект в Батуми). За иностранными инвесторами потянулась богема, а значит, начался и обмен культурным опытом. И всех гостей грузины принимали так, как умели — у себя дома. Оттого и все самые модные рестораны напоминают квартиры — как будто бы вас пригласили в уютный дом, живущий своими традициями, где вечерами играют на рояле, пьют домашнее вино и курят на балконе. И от этого гостеприимства голова идет кругом и кажется, что тебя здесь любят больше брата. Это очень подкупает. 



К тому же у грузин хороший вкус. Точнее, он, может быть, и не всегда хороший, но очень личный. И в еде, и в одежде, и в искусстве. Все делают как для себя. Буду я сам это носить? Есть? Покупать? Никто не слышал о маркетинге, не проводил исследований: "Просто мне и моим друзьям нравится так, значит, будем делать так", а когда от души — это тоже подкупает. Независимо от продукта, который предлагают. Открывают ли клуб, галерею или другое место силы. 

К тому же грузины всегда помнят свои корни и добавляют очень аккуратно щепотку своей культуры в то, что делают. Украшения, посуда, серебро, ткани, ковры — все это как будто бы из старинного сундука. 

Теперь про моду. Кто-то вспомнит Демну Гвасалию, мол, он привлек внимание модной общественности к Грузии. Но напомню о съемке Comme des Garcons в Грузии, сделанной в 1990-е годы. Демна тогда только учился держать иголку. Была и коллекция одного именитого дизайнера, точь-в-точь повторяющая национальные узоры хевсуров, грузинской горной народности. Еще один именитый американский дизайнер всю коллекцию построил, практически один в один повторив образ знаменитой героини Фуфалы из культового фильма "Древо желания" (ее великолепно сыграла муза Сергея Параджанова Софико Чиаурели). Я глазам не поверила, когда увидела. Вот, думаю, люди работают, вот это я понимаю – сделали ресерч. А Гвасалия в нужный момент напомнил молодым журналистам и редакторам, которые привыкли ориентироваться на хайп, что Грузия – интересное направление. К тому времени в Тбилиси уже сформировалось мощное техно-движение, появились классные магазины.

Понимаете, Грузия – маленькая, и все модное и классное там очень быстро подхватывается и разлетается по стране. Не нужно годами тратиться на рекламу, сарафанное радио работает лучше любой рекламы, а учитывая, что в Москве грузин много – радио "вещает" и на Москву, и на Петербург. Кто-то открыл классный магазин – надо сделать не хуже. Отсюда и такие быстрые темпы развития. Ну и в Грузии легко пока быть в чем-то первым. Увидел в Перу – сделал в Тбилиси, и почти наверняка будешь первым.



Антон Тотибадзе, художник

Конечно, ренессанс связан с декриминализацией марихуаны и безвизовым режимом в страны ЕС. Еще безусловным прорывом стало освоение грузинами мясорубки, отчего время приготовления хинкали в разы сократилось, а популярность блюда возросла, и оно распространилось по всему миру.


Иракли Кенджия, заместитель коммерческого директора в Mercury

В данном контексте, я думаю, слово "ренессанс" нужно рассматривать метафорически. В широком смысле ренессанс – это возрождение, воссоздание и появление заново чего-то старинного.

Распад Советского Союза дал импульс к возрождению национального самосознания и культурной идентичности среди нового поколения грузин. Культура этой страны всегда отличалась своей аутентичностью и свободолюбием, и это, несомненно, повлияло на многие направления, в частности, на моду. 

Во всем мире новое поколение людей покупает все меньше люкса и предпочитает все больше underground, и Грузия, несомненно, в тренде. В своем творчестве грузины перерабатывают прошлое и одновременно обращаются к современности, как в моде, так и других направлениях. Отвечая на ваш вопрос, культурный ренессанс, наверное, связан с новым статусом Грузии: In relationship with freedom, и это не может не привлекать.



Мари Коберидзе, куратор галереи We Art и академии стиля M-O-D

Думаю, такой подъем связан с многими факторами. В первую очередь – с изменением общего настроения в стране: новая политика – большие надежды и энергия нашего поколения. Во время активных политических событий в Грузии внимание всего мира было приковано к маленькой и очень особенной стране, что, безусловно, вызвало большой интерес журналистов, путешественников и предпринимателей. Вместе с этим все больше молодых людей с образованием и энтузиазмом реализовывают свои проекты на родине. Это виноделие, гастрономия, дизайн, мода и искусство. Но думаю, что главным двигателем все-таки остается сильный творческий дух Грузии – непрерывное стремление создавать, строить и творить!



Элене Метревели, художник

Думаю, это связано с большим количеством экспериментов и серьезных политических изменений в стране за короткое время.

Те, кто сейчас творят и создают то, чем в основном интересуются все туристы, это люди, которые попали под струю резких изменений, выросли в этом, может быть, даже не осознавая всего происходящего. Естественно, перемены повлияли на талантливых людей. Потребность высказаться способствовала созданию всего интересного и красивого. Ну и, конечно, генетика. Мы – очень творческий народ!  

Конечно же, туризм развивается за счет исторических достопримечательностей, традиций и неповторимых мест в природе. В нашем случае мы напомнили о себе миру чем-то новым с историческим акцентом, подчеркивающим наши традиции и красоту, которая передавалась нам испокон веков.


Давид Шенгелия, редактор TrendSpace

Я считаю, что грузинская культура испытывает ренессанс не только сейчас, а периодически, и связано это с тем, что по своей сути она словно находится вне определенного времени. Грузинский культурный стержень ведет свое начало из древности, и во все времена он имел очень большой вес среди населения. Каждое поколение считало своим долгом сохранять без преувеличения богатейшее культурное наследие и привносить в него что-то свое, что-то так или иначе связанное с данным духом времени. Грузинская культура сама по себе, несмотря на свою строгость в некотором смысле, очень flexible. Ее можно проносить сквозь века, и она не будет терять свою актуальность.

Например, музыка. Сегодня можно на основе грузинских мелодий, песнопений, фольклора творить безумно крутые вещи, чем, например, занимаются Mgzavrebi. Или же кино. С советских времен оно считается культовым. И сегодня можно смотреть старые фильмы, которые будут все так же интересны и все так же затрагивают насущные вопросы. Танцы. Наша хореография вообще является уникальным культурным достоянием. Ее называют грузинским балетом. И все современные кавказские танцы в принципе произошли от грузинских.

Наша культура не испытывает ренессанс только сейчас. Она возрождается ежегодно и ежедневно. В новых лицах, в тех, кто способен ее понять и интерпретировать в духе времени. 

Главная сила нашей культуры в людях и менталитете. Грузины не имеют права забыть то, что в них вложено генетически. Наша культура вне дат и эпох.



Георгий Тактакидзе, Кристина Гончарова, Анастасия Сухова, организаторы фестиваля "Вся Грузия в одном Флаконе"

На наших глазах Грузия преображается. Повышенный интерес к Грузии, наблюдаемый нами сегодня, – плод развития туризма и рекреационных зон в стране. Восстановлены и построены базы отдыха. Благодаря разнообразию климатических зон, в которых находится Грузия, сюда слетаются как любители культурного, так, безусловно, и активного отдыха буквально со всего мира. При этом в культурной жизни страны также видны существенные перемены. Всем известно, что Грузия испокон веков славилась своими талантами в искусстве: музыке, литературе, живописи и т. д. Сегодня многие представители современного искусства, молодое поколение талантов Грузии, выходят на международную арену и тем самым способствуют росту популярности страны.

Знаете, вот когда с родственниками поругался, чувствуешь бесперебойное желание позвонить, приехать, обнять... Вот и у нас с Грузией что-то в этом роде сейчас происходит. Слишком истосковались внуки по своим бабушкам в Гудаури, слишком давно не пробовали они винограда Кахетии. Тем более что новое поколение, уже с детства знакомое с паэльей и мусакой благодаря папиным и маминым отпускам, теперь зачастую ищет для себя другой экзотики – той, что поближе.

Мы, команда организаторов фестиваля Грузии, со своей стороны стараемся и будем в дальнейшем делать все, чтобы любовь к Грузии росла, а вместе с ней росло и знание людей об уникальной в своем роде стране Сакартвело!


В материале использованы работы грузинского художника Нико Пиросмани.



Источник: Один вопрос: грузинский ренессанс
Автор:
Теги: art D балкон быль быстрый

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства