Цветотип - это определенная цветовая гамма, индивидуально подобранная для внешности человека.
Начало изучание цвета
Изучать, описывать цвет и его воздействие начали художники и философы. Художники рассматривали его больше с прикладной точки зрения для использовании в живописи, философы рассуждали о его природе и воздействии. В те времена никто не думал о том как цвет влияет на внешность и вообще, все размышления о телесности и улучшении качества жизни в этом тленном мире не пользовались популярностью. Но труды о цвете были настолько фундаментальны, что повлияли и на последующее его изучение.
Что можно прочитать:
Леонардо, «О свете и тени, цвете и красках» в сборнике «
Гёте, «
Первые идеи о влиянии цветов на внешность
Первые идеи о влиянии цвета на восприятие внешности начали появляться в 19 веке во времена научно-технического прогресса. Эти идеи были озвучены французским химиком и директором королевских гобеленных мастерских Мишель-Эжен Шеврелем. В 1839 он опубликовал работу «О законе одновременного (симультантного) контраста цветов» которая не только повлияла на дальнейшее изучение цветов знаменитым Иттеном, но и поспособствовала формированию пуантилизма.
Что можно прочитать:
M. E. Chevreul,
Самым известным исследователем цвета стал Иоханнес Иттен. Он первый разделил палитры по сезонам (Весна, Лето, Осень, Зима) и первый заметил, что натурщиков украшают только цвета из какой-то одной палитры. Так же он заметил, что студенты отдают в своих работах предпочтение тем палитрам, которые идут их внешности. Он занимался обучением художников и история с цветотипами родилась случайно и упоминается вскользь. По Иттену, Зимняя палитра была приглушенных и холодных тонов, Летняя яркая, Весенняя теплая и сочная, а Осенняя теплая и приглушенная. На основе этого его наблюдения выстроились все Сезонные теории цветотипов.
Цитата из Википедии:
«Опыт позволил И. Иттену на основе многолетних наблюдений прийти к заключению, что эта персональная особенность, выраженная субъективными колористическими предпочтениям в сочетании с индивидуальными «симпатиями» в категории формы, позволяет предполагать возможность выявить и общую психологическую предрасположенность, и, в виде следствия того — даже обладать возможностью прогнозировать предпочтительность в выборе профессий. Он идёт дальше, указывая на взаимосвязь настоящего феномена с физическими свойствами человека.
Исследователь приводит несколько примеров, иллюстрирующих эту гипотетическую зависимость.
- «Светловолосые, голубоглазые ученицы с розовой кожей лица, как правило работают с чистыми цветами и часто большим количеством ясно различимых тонов. — Основным контрастом для них является цветовой контраст. В зависимости от жизненной силы людей этого типа цветовая гамма их произведений может быть более бледной и более яркой».
- «Люди с чёрными волосами, с тёмной кожей и тёмно-карими глазами представляют другой тип. Главная роль во всех сочетаниях отводится ими чёрному цвету, а чистые цвета даются в сопровождении чёрного. В тёмных тонах шумит и клокочет цветовая сила».
- «Ученица с рыжими волосами и розовой кожей предпочитала работать весьма интенсивными цветами. Её субъективными цветами были жёлтый, красный и синий в их контрастном звучании. В соответствии с этим я дал ей задание написать букет цветов, что её очень обрадовало. Я посоветовал ей ограничиться пока темами, совпадающими по своему настрою с её субъективными цветовыми предпочтениями, потому что именно эти цвета могли быть прочувствованы и пережиты ею в полную меру. Это интенсивное переживание является решающей предпосылкой для творческой работы».
Что можно прочитать:
Иоханнес Иттен, «
Вклад Российской империи в цветотиповедение
Еще одной важной и интересной персоной в истории цветотипов стал Макс Фактор. Полное его имя Максимилиан Абрамович Факторович, род. 1872 в Российской Империи в бедной еврейской семье. Из глубинки и аптекарской лавки он дорос до столицы и царского двора, но после волны антисемитских погромов эмигрировал в США.
Он первый заметил, что традиционный театральный грим в кино крупным планом смотрится очень грубо. Он разработал определенную технику макияжа, подходящую для экрана и крупных планов. Он первый начал тщательно подбирать цвета под внешность актрис, первый разработал косметику для цветного кино и придумал термин make-up. Косметика его была так хороша, что быстро распространилась в массы и ею начали пользоваться даже консервативные приличные матери семейств.
В 1935 году он открыл «Студию макияжа Макса Фактора», где было четыре кабинета разного цвета по числу вариантов «Цветовой Гармонии», предназначенных для подбора правильных оттенков макияжа женщинам разных цветовых типов. Голубой кабинет — для блондинок (платиновых) — открывала Джин Харлоу. Зеленый — для рыжеволосых — знаменитая танцовщица Джинджер Роджерс, партнерша Фреда Астера. Для брюнеток предназначался розовый кабинет, который открывала прославившаяся еще в немом кино Клодет Кольбер, а для «браунеток» — персиковый. Его открывала актриса Рошель Хадсон — самая любимая модель Фактора. Макс придумал термин «браунетка» (от слова brown — коричневый) для обозначения женщин с темно-русыми волосами, коих было большинство по его мнению.
Сезонные теории цветотипов
С 1970х. годов благодаря появлению на рынке не дорогой цветной и качественной печати, появилась возможность доносить свои идеи по работе с цветом до широкой публики через книги. Именно в этот период многими авторами выпускаются книги по цвету, цветотипам и работе со своим стилем. В большинстве своем они используют сезонную классификацию, придуманную Иттеном в том или ином виде.
Суть сводилась к разделению типов внешности на 4 основные группы (каждая из этих групп могла еще делиться или не делиться на подгруппы), названных по временам года. Названия цветотипов и подтипов были крайне поэтичные типа «Ландышевая весна» и зачастую, чтобы понять о каком типе внешности идет речь и какие цвета подойдут, нужно было заучить все эти ассоциации из книги.
В 1975г. Дебора Чейз в своей книге описала «Медицински обоснованная небессмысленная книга красоты» описала какие пигменты придают коже определенный цвет (кератин, гемоглабин, меланин).
Deborah Chase, Margaret Garrison,
Бернис Кентнер написала книгу «Раскрась меня в сезон: полное руководство по поиску ваших лучших цветов и руководство по их использованию» в 1978 г. в котором сделала упор на то, что ведущим для определения цветотипа является цвет кожи и приводила в пример женщину, у которой цвет волос не совпадал с цветотипом кожи и объяснила, как с этим работать.
Bernice Kentner,
Сьюзен Кейджил создала обширную теорию с 4 сезонными цветотипами и 64 подтипами, систематизировав труды Иттена и других исследователей цвета. Она включала в определение цветотипа так же и черты характера. По не известным причинам она поменяла местами описание Летней и Зимней палитры. Именно у нее цветотип Зима стал ярким и контрастным, а Лето пастельным, не смотря на то, что Иттен и другие теоретики цвета договорились ярким считать Лето.
Suzanne Caygill,
Но самое большое распространение получила система Color Me Beautiful, разработанная ученицей Кейджил и изрядно упрощенная. Первые книги вышли в 1980 году и с тех пор сезонная теория победным маршем шагала по планете. Книга была рассчитана на широкий круг читателей и включала в себя всего 4 сезона. По мотивам этой книги Кэрол написала много продолжений и по макияжу, и по цвету для мужчин. Со временем эта система развивалась и видоизменялась.
Carole Jackson, Color Me Beautiful
Спиллэйн и Шерлок ввели расширенную систему классификации, в которой четыре сезонных палитры были расширены до двенадцати.
Mary Spillane and Christine Sherlock,
Со временем, в дополнение к сезонной теории появились идеи о контрасте внешности. Предлагалось для создания гармоничного комплекта повторять в нем ту степень контрастности, которая присутствовала во внешности (кожа-глаза-волосы).
Например, писали об этом Вероник Хендерсон и Пэт Хеншоу в книге «Раскрась меня уверенно». Сейчас продаются книги с прекрасными иллюстрациями этих авторов и в них уже ни следа упоминания сезонной теории:
Вероник Хендерсон и Пэт Хеншоу,
Джоэн Николсон и Джуди Льюис-Крам «Раскрась чудесно»,
Joanne Nicholson and Judy Lewis-Crum,
Алан Флассер «Одевая мужчину» (книга была переведена на русский, но уже не продается),
Alan Flusser,
Сезонные системы развивались и трансформировались. С введением понятий контрастности внешности эти теории приблизились к тональным теориям. Плюс, если раньше цветотип определялся на глаз по описанию цвета кожи, то все чаще стали предлагать определять цветотип драппингом — прикладыванием к лицу тканей определенных цветов, чтобы воочию увидеть как работает цвет. За это время разработанно много разных систем, использующий немного разный подход к классификации.
Тональная теория цветотипов.
Сезонная система дискредитировала себя тем, что оказалась слишком поэтична и не точна. Параллельно ей начали развиваться тональные системы, которые ориентировались на характеристики цвета и степень их важности. В такой системе названия цветотипов уже звучали как «Светлый и Яркий» и этот цветотип отличался от «Яркого и Светлого», хотя и незначительно. С помощью такой системы, во-первых, было сразу понятно какие цвета подходят данному цветотипу, а во-вторых, охватывались все варианты внешности людей всех рас, что было очень сложно сделать в сезонной теории, рассчитанной на европейский тип внешности.
Тональные системы работают в цветовом пространстве
Пионером тональной системы цветотипов считается Барбара Жак. Она в своей книге описывает цветотипы по 2м характеристикам цвета вместо 3х, но зато наглядно показывает чем отличается, например, «Мягкий и темный» цветотип от «Темного и мягкого».
Barbara Jacques,
Так же подобный подход встречается у Дорис Пузер. В ее книге представлено 6 вариантов внешности по одной ведущей характеристике. Некоторые книги были переведены на русский, но сейчас уже не продаются.
Doris Pooser,
Тональный метод усовершенствовали до Дирекционного метода в компании «First Impressions» и с 1990-х годов это считается самым передовым и точным методом определения цветотипа. Суть метода в том, что цветотип определяется драппингом (прикладыванием цветных тканей) следующим методом: по определенной схеме определяются все характеристики внешности и выбирается ведущая и второстепенная характеристика. Иногда, какая-то из характеристик может не иметь значения, и тогда цветотип состоит из названия всего двух характеристик (например, Темный и холодный).
Характеристики:
теплый — холодный
светлый — темный
яркий — приглушенный
Можно ли обойтись без цветотипов?
В обществе сформировалось определенное недоверие к теориям цветотипов из-за запутанности и не точности сезонных теорий цветотипов. С другой стороны, наблюдая за селебрити и актерами кино, которые перекрашиваются как хотят и выглядят хорошо, у зрителей появлялась мысль что вся работа с цветотипами это профанация и зарабатывание денег.
Давайте разберемся в этом вопросе.
Важно понимать, что максимальная различаемость цветов глазом у человека в дневное время в тени или рассеянном освещении. Именно в этот период правильные консультанты проводят цветовое тестирование. Как только речь идет про вечернее время или искусственное освещения, наш глаз начинает различать намного меньше оттенков и в первую очередь страдает восприятие оттенков красного цвета. Различаемость цветов мало того что падает, так еще и неравномерно. Поэтому, если вы наденете вечернее платье не подходящего вам цвета, никто, совершенно никто не заметит негативного влияния этого цвета на кожу. А вот если вы днем выйдете в люди в футболке или блузке не правильного цвета — все его негативное влияние будет заметно очень сильно.
Второе — макияж. Цветотип в современном мире определяется по реакции кожи на цвет и понятно, что если кожа полностью покрыта тональным кремом, черты лица скульптурированны, глаза и губы ярко накрашены, то никакого влияния на кожу у цвета уже нет. Цвет уже взаимодействует не с кожей, а с той косметикой, которую использовали для макияжа. Соответственно, если вы куда-то вышли полностью накрашенная и с прической — вы можете надевать платье не подходящего цвета. А вот если вы только подкрасили реснички — то это не сработает и не правильный цвет будет продолжать портить лицо.
Этими двумя пунктами объясняется и такая шикарная изменчивость актеров и знаменитостей. Никто при съемках фильма не ограничивается исключительно перекраской волос. К волосам прилагается довольно яркий грим (камера всегда уменьшает интенсивность макияжа) и искусственное освещение (освещают даже съемки на открытом воздухе).
Так же следует понимать, что некоторым типам внешности изменить себя кардинально реально, а некоторым нет. Известный пример кардинального изменения внешности это Дита фон Тиз.
Её родной цветотип яркий, светлый и теплый. Но для работы ей нужна была другая внешность и она перекрасилась в брюнетку. Согласитесь, что если бы брюнетка, наоборот, хотела бы перекраситься в злотовласую блондинку, ей бы это не удалось. Волосы бы полностью потеряли свой вид, черные корни быстро отрастали, также пришлось бы высветлить брови и подшерсток волос. Так что девушкам условно весеннего цветотипа повезло больше других. С другой стороны, Дита не ограничилась только перекраской волос, она никогда не появляется на публике без макияжа — брови, глаза и губы всегда ярко накрашены. Не каждая женщина готова уделять своей внешности столько внимания каждый день.
Теории цветотипов предлагают нам облегчить выбор именно повседневной одежды, которая будет носиться днем и с минимальным макияжем. Плюс, определив к какой группе цветов относится внешность с помощью, например, 5 цветных платков, остальные подходящие цвета можно подобрать автоматически. Это облегчает работу консультанта и удешевляет её для клиента.
На этом краткую историю цветотипов закончу и обещаю когда-ниубдь написать о том, какие типы внешности насколько сильно могут менять свой цветотип и как это сделать.
Комментарии (2)