Сайт о моде и стиле. Мода проходит, стиль остается.

Как читать новости

Если вы хотите приблизиться к тому, чтобы понимать фундаментальные, сложные тексты и глобальное устройство мира, у вас есть Мортимер Адлер – автор книги, которая называется "Как читать книги". Она ровно о том, что заявлено в названии: на протяжении 350 страниц автор учит читателя читать.  

Но если вы не хотите копать глубоко и стремитесь научиться читать информационные тексты, чтобы приблизиться к пониманию происходящего вокруг в текущий момент времени, – у вас нет никого.

Последние пять лет моя работа была связана с политикой и управлением репутацией. Жизнь в этой сфере предполагает постоянное отслеживание повестки и работу со СМИ. А также регулярное получение инсайтов: информации, которую никто из журналистов еще не знает, а ты уже знаешь. Благодаря этому ты учишься по-настоящему воспринимать и анализировать новости: понимать, что тебе хотели сказать, что попытались скрыть, какой реакции от тебя добиваются и можно ли вообще этому верить. Сначала это пугает, потому что приходит осознание: все не так, как тебе раньше казалось. Но потом вещи становятся на свои места, и ты привыкаешь жить в новой, более объективной реальности. 

И чего бы мне по-настоящему хотелось – чтобы все стремились жить в более объективной реальности.

Я постараюсь сделать небольшой шаг, чтобы приблизиться к этой утопии. В этом тексте я расскажу про три правила, которые позволят лучше понимать новости.

Люди привыкли верить новостям. Верят новостям даже те из нас, кто принципиально не смотрит телевизор и не читает федеральные СМИ – просто берут их из других, как они считают, независимых источников. 

Действительно независимых источников не существует. Это правило номер один.

Все заинтересованы в том, чтобы склонить вас на свою сторону. Даже очень хорошие люди. Даже я сейчас пытаюсь склонить вас на свою сторону.

Вы отказались от получения новостей из газеты "Бобровый хвост" в пользу якобы независимой газеты "Ежовый воротник". И думаете, что воспарили над схваткой и теперь получаете очищенную от навязчивых оценок информацию. Спешу вас разочаровать: такая информация печатается только в газете "Пятничный тукан". А этой газеты – не существует. А вы живете в плену своих иллюзий. 


Это не означает, что кругом враги и надо садиться в космолет и бежать на Марс. Это значит, что даже самый хороший журналист – ангажирован. Его текст – это отражение его личного мнения, образа жизни или политики издания, в котором он работает. Это не хорошо и не плохо, это нормально. Это просто нужно осознавать и учитывать. Тогда вы сможете осознанно выбирать.

Всегда нужно задавать вопросы. И это правило номер два. 

"По информации РЖД, машинист пригородного поезда № 6919 Москва–Усово применил экстренное торможение, для того чтобы избежать наезда на человека, который в тот момент находился на путях. За пригородным поездом следовал пассажирский поезд, говорится в сообщении. Из-за того что расстояние между ними было недостаточным, столкновения избежать не удалось, пояснили в РЖД", — это абзац из новости, опубликованной на сайте РБК 9 апреля. 

Что тут написано? 

С первого взгляда — это просто собрание канцеляризмов и эвфемизмов. Эвфемизмы в тексте – это вообще универсальный маркер того, что происходит какая-то фигня. Если автор заменяет неудобные слова мягкими синонимами, он хочет что-то скрыть. Не обязательно наврать – возможно, он хочет скрыть, что просто не понимает предмет или не владеет информацией.  

Поехали дальше. Напрягаем глаза, пытаемся найти в этой словесной свалке смысл. Вопрос: о чем здесь идет речь? Ага: кажется, тут говорится о том, что где-то столкнулись два поезда. 

Спрашиваем дальше. Почему они столкнулись? А что, собственно, случилось?

Ответ содержится в тексте: "Да хрен его знает". Предложение "Из-за того что расстояние между ними было недостаточным, столкновения избежать не удалось" переводится на русский язык так: "Да хрен его знает, почему они столкнулись".

Снова возвращаемся к главному вопросу: что тут написано? И вот что на самом деле написано: "Один поезд врезался в другой, и мы понятия не имеем, почему, и пока не знаем, что происходит".

Но так говорить нельзя, потому что у начальника пресс-службы РЖД эвфемизм головного мозга, и за использование нормального русского языка он лишит сотрудников премии. Но это не ваша проблема, не проблема читателя. Поэтому об этом думать не стоит. Читателю стоит думать о том, как вычленить из набора сухого канцелярского текста одну строчку реального смысла.


Читая любую новость, нужно активизировать критичное мышление и подвергать сомнению все, что в ней написано. И это – правило номер три.

Моя знакомая присылает ссылку на статью на сайте типа tsenzuri.net. Такие сайты создаются, чтобы распространять фейковые новости либо чтобы пиарщики массово закупали на них статьи за 500 рублей и подгоняли за счет этого повыше свои новости в поисковиках. И выглядят они ужасно. Я это знаю, знакомая – нет. 

Я даже не хочу открывать ссылку, потому что мне точно известно: там — фигня. Но к знакомой я отношусь с уважением, а она, кажется, ждет моей реакции на сообщение. 

Конечно же! По ссылке — новость про то, что в Москву привезли 60 шахидов с поясами смертников, и они собираются "взорвать метро в форме звездочки" (меня не спрашивайте, что это значит). 

Я пишу ей:

– Это же бред.

– Бред не бред, а там написали, что это слив из ФСБ.

– Это неправда, успокойся. Последнее место, куда ФСБ захочет что-то слить, – этот сайт.

– Мне прислал эту ссылку мой знакомый, он работает в полиции, серьезный человек. Вряд ли он будет распространять глупости.

Конечно же, будет. Серьезность не связана напрямую с умением обрабатывать информацию. 

Оценить источник информации, погуглить фамилию эксперта, на которого ссылается автор, – это базовые правила информационной гигиены. 

Если вы будете стремиться эту гигиену соблюдать, то мир станет более понятным и менее враждебным. Изданиям, телеканалам, лидерам мнений станет сложнее влиять на вас и заставлять что-то делать: транслировать политические лозунги, покупать ненужные вещи, защищать чужую точку зрения. Вы будете сами выбирать, что читать и за чьими идеями следовать. Если не научиться читать новости, идеи будут и дальше выбирать вас.




Источник: Как читать новости
Автор:
Теги: бред Вопрос воротник Время гигиена

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
«Все врут»: кому выгодны фейковые новости?
«Все врут»: кому выгодны фейковые новости?
21
Женский развлекательный и поучительный сайт. 19:19 05 май 2022
Для тех, кто очень занят, читать обязательно!
Для тех, кто очень занят, читать обязательно!
9
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 17:00 22 янв 2024
Анекдоты, которые невозможно читать без смеха
Анекдоты, которые невозможно читать без смеха
8
Интересный мир 11:05 04 май 2018
Этот текст нужно женщинам читать каждый день
Этот текст нужно женщинам читать каждый день
44
Женский каприз 15:52 24 дек 2018
10 книг, которые лучше слушать, чем читать
10 книг, которые лучше слушать, чем читать
6
Человек познаёт мир 17:30 31 май 2023
Деградация мозга — читать ВСЕМ!
Деградация мозга — читать ВСЕМ!
19
Общество и я 11:49 07 мар 2017
Какие книги читать детям
Какие книги читать детям
0
Женский сайт 06:35 16 фев 2016
Как научить ребенка читать?
Как научить ребенка читать?
0
Женский сайт 11:30 24 дек 2015
19 важных истин для родителей от Марии Монтессори. Всем родителям читать как молитву!
19 важных истин для родителей от Марии Монтессори. Всем родителям читать как молитву!
29
Женский развлекательный и поучительный сайт. 17:00 12 окт 2020
Коронавирус: актуальная информация
Коронавирус: актуальная информация
78
Женский развлекательный и поучительный сайт. 13:34 11 мар 2020
Новости моды
Новости моды
0
Интересности 14:06 28 ноя 2016
5 невероятных способов, которыми собаки могут читать ваши мысли
5 невероятных способов, которыми собаки могут читать ваши мысли
0
Сад огород дача и все самое интересное 02:06 27 апр 2016

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства