Сайт о моде и стиле. Мода проходит, стиль остается.

Чемодановка 2019 = Фергана 1989

В знаменитый московский ресторан "Славянский Базар" всегда стояла очередь. А как же! Единственный ресторан уровня люкс с традиционной русской кухней!  Подкопив денег, встал в эту очередь и я.
Огромный, полный народу зал, а посередине зала выдающийся посетитель - колоритнейший цыган, как из кино. Опрокидывает в рот рюмку за рюмкой задирая к потолку черную, как смола, бороду. С ним жена его, а за столиком больше никого.
И официант ведет меня за этот столик.
Это был 1979 год. Тогда официанты усаживали незнакомых людей за один столик и это было само собой разумеющимся, как в плацкартном вагоне. Но именно за тот столик почему-то никто не торопился.
Разумеется, мы познакомились. Цыган назвал свое имя, сказал: будешь в Пензе, сядь в такси и приезжай в Чемодановку, там спросишь меня - меня все знают! Предложил купить орден Ленина и звезду Героя Соцтруда. Говорил "в Узбекистане продашь в два раза дороже".
Эх, Яшка, Яшка! Да если бы у меня были в то время такие деньжищи, разве стал бы я учиться в институте? )))

За прошедшие 40 лет я так и не попал в Пензу. Зато я жил в 1989-м году в Фергане.
Время было неспокойное. Крымские татары проводили митинг за митингом - требовали отпустить их домой, в Крым.
По городу распускались гадкие слухи: не выходите в воскресенье на улицу, а то крымские татары после митинга будут всех резать, мне знакомая татарка сказала на работе.
А турки-месхетинцы не бунтовали, не проводили митинги. Но однажды я стал свидетелем разговора в городе Кувасае Ферганской области между представителями турков-месхетинцев и работником узбекского телевидения Октябрем Муминовым.
Турки говорили: Вы на ТВ работаете, у Вас есть контакт с программой Взгляд, Владом Листьевым? Скажите им, что мы хотим вернуться в родные места, в Месхетию. Там так никто и не живет, все заросло. Нам ничего не надо, мы сами все восстановим, мы построим там канатную дорогу, там будет рай для туристов!

Я хорошо знал турецкую молодежь из махалли возле хлопзавода. Они были завсегдатаями моей дискотеки в Доме Офицеров.
Дискотека всегда была переполнена, ребята и девушки всегда приходили большими компании. Но только компания турков-месхетинцев всегда была организована по национальному признаку. Приходило сразу 40-50 ребят. Все очень крепкие, спортивные. Поведение, скажем так, не похожее на всех остальных - кавказское, дерзкое. Очень охотно вступали в драки и дрались всей кодлой.
Меня, азербайджанца, они считали за своего, потому что чуть ли не половина турков-месхетинцев поменяли в паспорте национальность - не турок, а азербайджанец. Так надо было, чтобы можно было поступить в институт, например. А то ж - несоветская национальность.
Этот факт помогал мне хоть иногда останавливать драки. Все местные уже знали, что с турками лучше не связываться. Устроят они хоровод - руки за плечи, вроде танца Сиртаки, только значительно быстрее и агрессивнее - лучше отойди в сторонку.
Но солдаты, которые тоже приходили на дискотеку, почти всегда становились жертвами в тех драках.
Одно дело, когда против турков бились хотя бы десяток десантников, но совсем другое, когда били одного.
Знаете, я до сих пор переписываюсь с некоторыми из той компании, считаю их близкими друзьями, но были среди них конченные отморозки - надо правду сказать. Однажды били парня, который пришел один. Я спустился вниз с балкона для оркестра как раз вовремя - парень выскочил в коридор и я перегородил дорогу всей разьяренной толпе. Парень умело сопротивлялся и это только разозлило турков. Я им сказал: все, хватит, дальше не пойдете! Парень начал опять кричать в их сторону. Пришлось уже парня успокаивать и просить уйти от греха подальше.

Знаете такого персонажа - Гоблина? Пучкова? Который фильмы озвучивает и ведет канал в Ютубе?
Несколько лет назад я наткнулся на его пост о событиях в Фергане 1989 года. Он радовался, что турков-месхетинцев изгнали из Ферганы. Что более сотни турков, включая даже беременных женщин, были убиты, что их дома сожгли и разграбили.
Он радовался потому, что, оказывается, однажды стал жертвой именно такой драки в Доме Офицеров, на дискотеке.
По его словам, он как-то подрабатывал в Фергане, пришел на дискотеку, сел на стул, а парень-турок потребовал освободить стул для девушки. Он отказался и завязалась драка. По его словам, он, разумеется, всех победил - эдакий Рэмбо.
На деле результат драки был совсем не таким.  Мой дижейский пульт стоял на балконе, где когда-то размещался оркестр. Мне было видно все и я хорошо запомнил ту драку. Потому что именно Пучкову повезло - его не били кодлой, он дрался один на один с Фейсалом, лидером той группы турецкой молодежи. У Фейсала была огромная кудрявая шевелюра, как у певца Сергея Минаева, он ходил в особой, расшитой красной куртке-безрукавке. Его издалека было видно.
И когда драка была уже закончена, Фейсал пошел на выход, тот парнишка, молодой Пучков, догнал его и стал бить в голову сзади. Ну, тогда уже получил по полной программе. Хотя надо отдать ему должное - Пучков в молодости был весьма крепким. Противостоять Фейсалу мог далеко не каждый!

Но крепость тела не означает крепости духа. Как можно радоваться гибели сотни людей? Ведь 99 из них не были виноваты ни в чем! Это были обычные люди. Они не ходили на дискотеки и не дрались. Это были работяги, каких мало!
Их привезли в 44-м году из районов Грузии, которые граничили с Турцией. Они отстроились, жили компактно, обзавелись огородами, коровами. Многие мужики работали на самых тяжелых работах - например, асфальтоукладчиками или на кирпичном заводе. Лишь считанные единицы получили образование и заняли какие-то должности, все остальные - самый настоящий рабочий класс. Поезжайте в Турцию, посмотрите на тамошних людей. Вот точно такие, только совсем, совсем без хитрости. Жили, работали и никому не мешали.

И вдруг весной 1989-го, в Кувасае, 18 км от Ферганы, драка за дракой - местные турки-месхетинцы с местной же какой-то группировкой, но уже узбекской. Одна из драк закончилась трупами.
Площадь Ленина, перед зданием горкома. С одной стороны пришли турки, с другой - узбеки. И те и другие принесли своих покойников. Идет стихийный митинг, больше похожий на скандал и ругань.
В горком приходят аксакалы со стороны узбеков, просят: разгоните молодежь! Иначе быть беде!
Приходят и турки-старики с аналогичной просьбой.
За столом сидит зампредседателя Ферганского облоисполкома Эгамбердиева, обхватила голову руками и твердит:
- У нас перестройка, гласность, плюрализм. Пусть люди выражают свое мнение.

Ну и выразили. Начались погромы.
Однако, незадолго до этих погромов на улицы, где жили турки-месхетинцы, привезли булыжники. Самосвалы высыпали булыжники кучами, на расстоянии 10-15 метров. Даже тогдашний начальник городского КГБ, который и рассказывал мне детали начала кувасайских событий уже в двухтысячных, не придал этому никакого значения. Наверное, дорогу будут расширять или ремонтировать - так он подумал. Ведь все самосвалы принадлежали только госпредприятиям!

Но эти булыжники нужны были для погромов. Как тогда строили дома? Кирпич, или сырец, снаружи штукатурка, сверху - негорючий шифер. На окнах решетки. Как ты зажгешь этот дом? А если булыгами сначала разбить крышу, под шифером отлично просохшие под жарким солнцем стропила - вот тогда вспыхнет, как спичка.

Знаете, когда я переехал в Москву и не скрывая своего происхождения писал в ЖЖ, ко мне стали приходить какие-то подонки и попрекать событиями в Сумгаите, раз уж я азербайджанец. А я никогда не был в этом городе. Но решил разобраться, что же именно там произошло. Я не читал воспоминания азербайджанцев или армян, я читал исключительно воспоминания русских. И вдруг вижу: завезли булыжники на улицы, где жили армяне. Вы понимаете? Один в один! Одна рука, один почерк. Где Сумгаит, где Фергана?

В наших событиях были и другие элементы провокации. По Кувасаю и Фергане ползли слухи и распространялись фотографии: турки пришли в детсад и изнасиловали детей.
Вы представляете себе хоть одного ублюдка, который станет насиловать ребенка и при этом позировать фотографу?
А теперь подумайте. Это сейчас любой третьеклассник намонтирует вам такого в фотошопе, что от его фантазий Фрейд в гробу перевернется. А тогда, в 1989-м году? Кому это было по силам?
И знаете, ведь люди верили этим фотографиям!
Выше я упоминал телеведущего Октября Муминова (Октябрь его звали, как меня Сталик). И вот, в дни погромов, он ведет репортаж из Кувасайского детского сада. Задает вопрос заведующей. Русская женщина говорит: да, ребята залезли через вон тот забор, а убежали вон оттуда. Очевидно, она рассказывает о событиях в день погрома. Но Октябрь, подлец, монтирует этот сюжет так, что зритель понимает: да, заведующая детским садом подтвердила, что турки насиловали детей! Через забор перелезли, изнасиловали, и вон туда убежали!

Я к тому, что в такие моменты мало кто способен анализировать информацию, трезво взглянуть на вещи. И любая ложь и клевета распространяется легко, толпа возбуждается сама собой. И начались зверские, предельно жестокие погромы, убийства.
Оружия не было ни у кого, за исключением каких-то охотничьих ружей, да и тех очень мало - в Фергане негде было охотиться. Дрались, били и убивали дубинами с гвоздями на конце, ножами, кетменями. Толпы захватили грузовые Камазы, взгромоздились на них и ездили по городу. Горели дома.

Но погромщики абсолютно точно знали, где живут именно турки-месхетинцы. Потому что до этого прошло нечто вроде переписи населения. Молодежь ходила, опрашивала, кто есть кто по национальности, в каком доме или квартире живет. Никто не придал этому значения.



Видеокамеры тогда были большой редкостью. Я нашел редкие документальные кадры о тех событиях.
А вот мой друг Макс Лурье - в ту пору корреспондент Ферганской правды - знает обо всех событиях не понаслышке.
Я отправил семью в Москву, а сам остался у Макса в квартире. И я знаю, как каждое утро он уезжал вместе с военными во все горячие точки - на броне, на вертолете. Вот и его рассказ нашел:



Первые дни погромщикам вяло противостояла только местная милиция. Им запретили применять оружие.
А в Москве шел очередной съезд. Там на трибуне восседал Рафик Нишанович - тогдашний первый секретарь ЦК КП Узбекистана.
Он врал: на базаре из-за цен на клубнику поссорились, подрались. И многочасовая болтовня Горбачева.

А у нас убивают людей, горят дома. Военные помогли туркам собраться на полигоне за аэропортом.
Вместе с другом Алексеем Лоскутовым мы поехали на его машине - отвезти знакомым туркам продукты и воду. Они не хотели пить воду, которую им привозили, боялись, что отравят. Я лег на заднее сиденье машины, под одеяло. Было на самом деле опасно.
Мы приехали, уложили 30 бутылок воды в это одеяло и идем, ищем барак, где наши знакомые. А нам навстречу другие - едва знакомые: братан, дай пить! До наших мы донесли только 4 бутылки.
А потом турков усадили в грузовые ИЛ-76 и увезли куда-то в Россию.

Черт, я видел эти самолеты в кошмарном сне за несколько месяцев до событий! Я видел, как взлетают самолеты, а задние люки открыты, а там женщины, дети...

Понимаете, что произошло? Мы жили в незыблемой стабильности, и вдруг оказалось, что можно взять и согнать с места целый народ, можно безнаказанно убивать по национальному признаку, можно громить, грабить и сжигать чужие дома. Все поняли - больше никто не в безопасности. И все, один за одним, начали уезжать. Кто куда. Мир вокруг меня рухнул.

МИР РУХНУЛ БЛАГОДАРЯ НАЦИОНАЛИЗМУ.
Благодаря примитивному, дикому, пещерному национализму. Благодаря никем не пресекаемой националистической болтовне.
Одних мусульман натравили на других. Повод - плохое поведение 50 молодых людей, которых надо было сажать за каждую драку на 15 суток или на годик, как положено по закону, и ничего бы не было. А менты если и задерживали кого после драки, то потом точно так же отпускали. Бесплатно или за деньги?

А что с узбеками? Что с узбекским народом? Было дело - пили по чайханам, праздновали победу.
Но к чести этого народа, морок национализма быстро сошел на нет.

Уже месяца через три после кровавых событий, друзья-узбеки стали уговаривать меня: Сталик, не уезжай! Больше такого не повторится. А моя жена так и жила с детьми в Москве и каждый день ходила в американское посольство - на перекличку. Тогда была живая очередь людей со всего агонизирующего в национальных конфликтах и войнах Советского Союза. Да, я хотел уехать в Америку. И остановился, остался, потому что поверил своим друзьям. Спасибо им за это!

Ровно через год аналогичные события произошли в соседней Киргизии, в Ошской области, городке Узгене, исторически населенном преимущественно узбеками. И там пострадавшей стороной оказались именно узбеки. Их погибло уже несколько сотен человек - в разы больше. Раз узбекам можно убивать и изгонять, то и нам можно - подумали киргизы.

Не помню точно, но спустя несколько месяцев после узгенской резни произошло знаковое для меня событие. Я покупал на базаре виноград. У одного парня был просто замечательный. Но цену он заломил за него небывалую - рубль двадцать. Обычная цена за такой сорт - восемьдесят копеек. Я стал покупать. Подошла женщина-узбечка, богато одета, с прической, вся в золоте. Спрашивает по-узбекски цену. Ей говорят: вот, брат по рубль двадцать покупает. А она говорит: ну, это ты им по такой цене продавай, а своим - давай дешевле? И здесь на нее все набросились, с соседних прилавков на нее кричали: хватит нам вашего национализма! Хлебнули горя, это только вам, богатеям, радость! - имея в виду, что благодаря массовому оттоку за бесценок скупались дома и участки.
Тогда я понял, каков на самом деле узбекский народ. Да, на несколько миллионов узбеков ферганской долины, разумеется, нашлось несколько тысяч погромщиков. И на пять-шесть тысяч населения махалли на хлопзаводе нашлось 50 посетителей дискотеки.

Но были над нами коммунисты, которые посчитали, что можно взять и депортировать целый народ во второй раз. За что турков-месхетинцев депортировали в первый раз? Для крымских татар придумали, будто они предатели. Ага, конечно, среди украинцев, русских, сотен других национальностей не было предателей, да? Тогда почему выслали именно крымских татар, чеченцев, ингушей, греков? Ладно - выселяли немцев с Поволжья, но ведь и после войны обращались с ними как с бесправной скотиной!
А турков-месхетинцев, которые жили очень далеко от боевых действий - за что депортировали в 44-м? И почему не вернули на родину в 1989-м?
Так и разбросало моих земляков по всему свету. Кто в России, кто-то в Азербайджане, кто-то смог уехать в Турцию, есть даже в Америке.

Теперь о Чемодановке. Я не хуже других знаю, какие люди цыгане. Вчера только одноклассница рассказывала, как у нее цыганка вытащила кошелек с огромной суммой и с золотой цепочкой. Как ее поймали, сколько на ней краж и как она все время выпутывается - получает справку о том, что она психбольная.
А нельзя ли посадить тех, кто ей выдает фальшивые справки?
А нельзя ли посадить торговцев героином, воров и прочих преступников?
Нельзя ли наказывать конкретных нарушителей, а не весь народ?

Говорите, местное население возмущено? Я не удивляюсь их возмущению.



Но родственники этой девочки, тоже, наверняка, вели себя очень плохо по мнению белого большинства. И белые очень возмущались, когда сразу три маршала повели ее в школу для белых.



И еще очень долго черных детей надо было провожать после уроков с полицией.
Вот это - единственный возможный путь.
На преступления отвечать Законом, но охранять права каждого, кто не является преступником.

А что сейчас произошло в России? Очередное рассистское, националистическое преступление. В очередной раз показали, что права человека - насрать на них, право на собственность - наплевать на него, а если ты неправильной национальности, так уже тем и виноват.
Вы думаете, цыгане, депортированные из Чемодановки, станут после этого лучше? Перевоспитаются?
Я вам скажу - станут хуже оставшиеся жители Чемодановки. И жизнь у них не улучшится, поверьте - все это мы проходили в Узбекистане! Поезжайте теперь, да многие уже ездили, как теперь узбеки относятся к другим национальностям, знаете? Видели?
Так что еще неизвестно, где скорее наступит Гарлем в плохом смысле этого слова - в Волгограде или в Чемодановке.

Еще раз: виноваты те, кто получали от цыган-преступников бабки, крышевали их, вместо того, чтобы соблюдать закон. Виноваты и преступники - ровно настолько, насколько гласит уголовный кодекс.
А те, кто депортировал цыган в 2019-м году, чем отличаются от этих красавцев:



Или от всем памятного "отца народов"? Чем?
Объясните мне разницу.

Только не надо рассказывать про то, какие цыгане плохие - я знаю, какие они плохие.
Какой выход из ситуации, кроме соблюдения Закона всеми, безукоризненного Закона, хоть всю Росгвардию пересели в Чемодановку, вы знаете?
Фашизм? Концлагеря?
А кто на акцию "Бессмертный полк" ходил? Чьи портреты вы с гордостью поднимали? За что они проливали свою кровь?
За то, чтобы их потомки, спустя 75 лет улюлюкали вслед цыганам в автобусах? Да не надо было - все то же самое уже происходило в Германии - с плохими цыганами, с плохими евреями, с недостойными занимать эти территории славянами.

Источник: Чемодановка 2019 = Фергана 1989
Автор:
Теги: 2019 автобус Азербайджан акция америка

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства