13 мая Музей уличного искусства совместно с Гёте-институтом в Санкт-Петербурге открыл свой четвертый сезон выставкой "Праздник к вам приходит". Отдел культуры TrendSpace посетил выставку и пообщался с директором музея Андреем Зайцевым.
Как у вас появилась идея создать музей уличного искусства?
Она рождалась долго и мучительно. Если вкратце, то, когда я работал на заводе, мы с командой начали устраивать нелегальные вечеринки – тусовки для себя и друзей. Все это не согласовывалось с заводом, и, наверное, через полгода все раскрылось, и нам запретили продолжать. Но благодаря этому родилась идея. Мой отец начал свыкаться с мыслью, что завод может существовать, в том числе и для тусовок. Я руководил цехом по производству дверей – довольно рутинная работа. В то время я часто приглашал знакомых художников, чтобы они расписывали стенки в цехах. Наверное, через год такой деятельности оказалось, что у нас накопилось довольно большое количество работ. Кто-то и как-то обо всем этом узнал, и люди стали проситься к нам на экскурсии, которые со временем становились все популярнее.
Мы решили продумать концепцию выставки, и организаторы «Манифесты», которым мы ее отправили, нас поддержали. Буквально за несколько месяцев мы подготовились к выставке. С тех пор наша деятельность набирала обороты.
С какими сложностями вы сталкивались на первых порах?
Сложностей хватает и сегодня. Первая сложность в том, что ни один из членов нашей команды не был профессионалом в области искусства. Мы придумывали все это в отрыве от общих тенденций, сами себе представляя, каким должен быть музей. В этом и была сложность. С другой стороны, это позволило нам создать что-то свое.
Как и у многих, были и есть сложности с бюджетом, это понятное дело. Проект очень затратный, объемный и требующий огромных инвестиций. Поскольку у нас правительство не поддерживает ничем, кроме как советом, приходится собирать деньги по абсолютно разным коммерческим компаниям. Но сейчас музей себя окупает. Понятно, что это не бизнес, но затраты покрываются.
Вы как-то говорили, что у европейцев ваша деятельность вызывает больший интерес, чем у соотечественников. Изменилось ли что-нибудь?
Если российское культурное сообщество пыталось нас игнорировать, как-то опасаясь конкуренции, то сейчас многие его представители приезжают сюда. Мы общаемся, и сейчас музей находится в диалоге. Мы становится более признанным в профессиональной среде. За этим интересно наблюдать, потому что многие не знают, как нас воспринимать. Художники, кураторы, директора музеев – они внимательно за нами наблюдают, у них есть большой интерес, но нет однозначной позиции, шаблона.
Не занимают по отношению к вам официальной позиции.
Занимают, но позиция их нелогичная. То похвала, то критика, у одного и того же человека. По отношению к каждому музею есть свой шаблон. Например, Эрмитаж – там очень сложно организовывать выставку. По отношению к нам пока шаблона нет. Люди наблюдают и ждут, пока о нас сформируется какое-то мнение.
Не секрет, что адекватно воспринимают уличное искусство далеко не все. Скажем, человек, не понимающий этот жанр, решил к нему приобщиться, понять его. С чего бы вы посоветовали ему начинать?
Мне тяжело разделять искусство по жанрам, уличное от неуличного. Для меня все – искусство, а разные формы – это разные инструменты. Где-то можно на улице, где-то на холсте, где-то на плакате, не знаю.
С чего начать? Стоит просто начать интересоваться искусством. Смотреть, читать, размышлять. Можно и самому что-то делать, понять чувство художественного поиска. И тогда уже будет проще считывать результаты этого поиска в работах уличных художников. Когда люди развиваются в искусстве, все натыкаются на одни и те же вопросы. Результаты ответов на них интересно наблюдать у любых художников. Нужно начать поиск того, что такое искусство, для чего оно.
Не так давно в Москве закрасили красивое граффити с животными, нарисованное художником Алексеем Медным в рамках фестиваля "Лучший город Земли" в 2013 году. Поверх него нарисовали рекламу совместной коллекции Tommy Hilfiger и Джиджи Хадид. У многих эта ситуация вызвала недовольство. Как вы относитесь к разрисовке фасадов и закрашиванию старых граффити?
Рекламные работы я с трудом могу назвать искусством, хотя четкой линии между искусством и рекламой нет. Для меня реклама – не искусство, так как у нее совершенно другая цель.
Что касается закрашивания фасадов, то для меня это привычное дело. У нас в музее вся концепция строится вокруг закрашивания работ – вечный процесс. Когда работы создаются в общественном пространстве нелегально, часто случается так, что они и до утра не доживают. В этом есть определенная фишка. Работа живет самостоятельно, она не законсервирована. Я не вижу в этом ничего плохого. Почему бы и нет? Многие из художников переживают, мол, я работал, а они все закрасили. Мы когда делаем свои работы, руководствуются принципом «сделал, и все». Если успел, сфоткал свою работу, не успел – сделаешь новую. Все это живой процесс – развитие стенки, разные ее этапы.
Как по-вашему, какую позицию власть должна занимать по отношению к уличному искусству?
Не знаю даже. Есть такая советская привычка считать, что власть все время что-то должна. Государство должно обеспечивать всех подряд, и поэтому власть всегда виновата. Если бы я был президентом, то задумался, поддерживать кого-нибудь или нет. Не могу сказать, я бы раздавал всем деньги налево и направо. Но мне было бы приятнее, если бы нас поддерживали. Хотя хорошо, что не мешают – это уже такой большой вклад, что спасибо большое. Не ко всем власти так снисходительны бывают.
Планируете ли вы открыть филиалы в других городах? Странах?
Периодически поступают предложения сделать музей уличного искусства в других городах, но нет четкого плана, сроков открытия. Пока все на уровне разговоров. Но хотелось бы сделать некоторую сеть музеев. Я вижу в этом преимущества и логику.
Какая страна, на ваш взгляд, наиболее прогрессивна в вопросах уличного искусства?
Либо человек открыт к нему, либо человек закрыт и ничего нового видеть не хочет. Одна из моих любимых стран, и в том числе по восприятию уличного искусства, это, конечно, Италия. Она переполнена искусством. Люди в Италии очень легко считывают мысли художников с их работ. Я вижу, что итальянцы очень открыты искусству. Французы тоже открыты, но мне все-таки ближе более простой итальянский подход.
Какие планы у Музея уличного искусства на ближайшее будущее?
Мы сейчас активно работаем над внешними проектами и в Европе, и в России. Я не могу пока раскрывать все секреты, потому что пока все только на стадии проработки. Будет обидно, если я вам наговорю чего-то, а это в итоге не получится.
Я хочу максимально развивать стрит-арт, работать над проектами в Европе, Америке. Сейчас активно этим занимаюсь.
Перед открытием четвертого сезона у музея вышла коллаборация с брендом Oh, my. Расскажите, какие планы по монетизации есть у музея?
Это все такие копейки по сравнению с затратами. Это просто некоторые формы присутствия нас в обществе, но, конечно, не какой-то бизнес. Наиболее значимый показатель - проходимость на площадке. А все эти футболки - такая печаль. Работы много, а толка никакого. Чтобы выйти в ноль, нужно очень постараться. Я на это не особо рассчитываю. Может, в Эрмитаже и можно на этом зарабатывать, но у нас не такая проходимость.
У нас есть ряд коммерческих проектов, которые помогают нам существовать. Это работа с девелоперами - например, когда нас приглашают для развития площадки. Мы проводим работы, художники зарабатывают, мы зарабатываем за кураторскую деятельность. У нас нет какого-то единого источника доходов - везде по копеечке, так и нолик получается.
Комментарии (0)